Детская зависть имеет яркое выражение, потому что маленький человек искренен в проявлении своих чувств, не умеет притворяться и скрывать свои эмоции, в отличие от взрослых. Христианское мировоззрение осуждает зависть, считая ее смертным грехом, развращающим душу человека, делающим его жизнь безрадостной, ущербной, эгоцентричной.
Чувству зависти подвержены все люди. Но существенное значение имеет реакция на успех, благополучие, удачу других людей. Испытывает ли человек досаду, злость, обиду, собственную ущербность, неполноценность? Необходимо с детских лет научить ребенка купированию зависти, без ущерба своему психическому здоровью относиться к жизненным проблемам, «не завидуя».
Психологи считают, что зависть появляется в результате снижения самоуважения, которое дети пытаются компенсировать самоутверждением.
Что следует делать, если ребенок завидует?
- Если неправильно понимать причины зависти и пытаться, оберегая свое чадо от возникновения этого чувства, обеспечивать реализацию всех его пожеланий, то зависть может, наоборот, бурно разгореться.
- Если ребенок завидует, ему надо помочь справиться с этим чувством, но не стыдить.
- Личный пример – универсальный педагогический прием. Если окружающие негативно осуждают, критикуют всех и вся, то, сколько ни говори ребенку о том, что завидовать – это плохо, вырастет завистник. Если завидуют родители, воспитатели, будет завидовать и дитя.
- Малышей следует учить осознавать свои чувства, объясняя, что всем людям свойственно иногда завидовать, злиться, обижаться. Важно не поддаваться этому чувству. Полдела будет сделано для избавления от плохого качества, когда понимаешь и признаешь, что завидуешь.
- На примере сказочных, литературных и мультфильмовских героев легко отследить, к чему приводит зависть, злоба и др. Поэтому правильно поступают те, кто анализирует поступки героев, учит давать им оценку, выясняет с ребенком, что вызвало тот или иной поступок.
- Занятия любимым делом, раскрытие личного потенциала отвлекают от завистливых переживаний: на них у ребенка не остается времени.
Никогда не стоит оставлять без педагогического воздействия зависть, вызванную невозможностью иметь вещи или игрушки. В таких случаях обязательно следует отмечать положительные черты и поступки ребенка, подчеркивать его достоинства и без наличия у него желаемых вещей и предметов. Это вызывает позитив и отвлекает от естественного стремления завидовать хозяину желаемой вещи. Малыш будет счастлив от того, что его любят, что у него все хорошо, даже если он делает что-то хуже других, или у него нет такой вещи. Огорчение будет сглаживаться тем, что его любят.