Открытие собственного бизнеса – дело ответственное, рисковое. Начинающий бизнесмен может попробовать работать под уже известным торговым брендом, приобрести так называемую франшизу. Рассмотрим подробнее, что такое франшиза в бизнесе, какие она дает преимущества, какие законы регулируют ее деятельность?
Начинать бизнес с создания нового бренда — дорогая затея, это требует больших инвестиций и немало времени. Такой вариант подходит не всем предпринимателям. Разумнее выходить на рынок под уже известным брендом, достаточно заключить договор франшизы.
Основные определения
Франшиза – это соглашение сторон, согласно которому одна сторона передает, а другая сторона получает право пользования товарным знаком, маркетинговой концепцией и другими технологиями франчайзера.
Франчайзер – тот, кто передает право пользования своей торговой маркой и другими технологиями.
Франчайзи – тот, кому передается право пользования товарным знаком и другими технологиями.
Роялти – вознаграждение, которое франчайзи выплачивает франчайзеру (ежеквартально, ежегодно), за пользование товарным знаком и другими технологиями.
Паушальный взнос — это стоимость франшизы.
Исходя из этого, можно понять, что франшиза – это аренда торгового бренда вместе с маркетинговой концепцией. Покупая франшизу, франчайзи получает готовую бизнес-модель с налаженными бизнес-процессами. Безусловно, у франшизы есть плюсы и минусы, которые нужно учитывать.
Франшиза предоставляет бизнесменам большой спектр возможностей:
- использование проверенной системы ведения бизнеса;
- право открытия собственного дела под известным брендом;
- минимизация рисков;
- маркетинговая и рекламная поддержка;
- доступность базы знаний франчайзера;
- помощь, поддержка, консультации по текущей работе.
Как работать по франшизе
Если рассматривать Гражданский Кодекс РФ, то, как такового понятия франшизы и франчайзинга там нет. В кодексе это имеет название – концессионный договор или коммерческая концессия.
Рассмотрим взаимоотношения франчайзера (правообладатель) и франчайзи (пользователь), согласно статьям 1031-1032 Гражданского кодекса РФ.
Обязанности правообладателя:
- Передача пользователю всей документации, предоставление необходимой информации для осуществления предоставленных ему прав, обозначенных в договоре.
- Консультация по вопросам, касающимся ведения бизнеса.
- Государственная регистрация полученных прав, контроль за качеством товаров, работ и услуг.
Обязанности пользователя:
- Осуществляя коммерческую деятельность, использовать торговую марку или иное индивидуальное средство правообладателя, указанное в договоре.
- Следовать всем инструкциям, выполнять все указания правообладателя, следить за качеством производимых товаров или предоставляемых услуг.
- Не разглашать информацию о ноу-хау в ведении бизнеса, полученную от правообладателя.
Все взаимоотношения между сторонами по работе франшизы регулируются главой 54 ГКРФ.
Что дает франшиза начинающему бизнесу?
- Во-первых, приобретая франшизу, начинающий предприниматель вкладывает свои средства в уже готовый бизнес со сложившейся деловой репутацией, что дает большое преимущество перед построением бизнеса самостоятельно с нуля.
- Во-вторых, франчайзеры обучают своих партнеров, помогают в построении успешной бизнес-модели, способствуют развитию бизнеса.