Смена работы – это нелегкая и стрессовая процедура, кроме новых обязанностей предстоит влиться в новый коллектив и это может быть совсем непростой задачей. Расскажем о том, что такое социально-психологическая адаптация в коллективе, дадим рекомендации для более легко вхождения в новую рабочую группу.
Что такое социально-психологическая адаптация
Адаптация – это приспособление к условиям существования. Каждый коллектив представляет собой устоявшуюся среду, со своим морально-психологическим климатом, с традициями, с распределением ролей и функций. Появление нового члена группы приводит к тому, что старые связи должны видоизменяться, появляется новый элемент в цепочке взаимодействия и коллектив, как любая сложившаяся система, сопротивляется изменениям. Поэтому новичку всегда непросто, ведь он становится причиной того, что люди должны изменять свои модели поведения, а при этом и ему самому нужно выработать манеру поведения, которая бы обеспечила ему продуктивное взаимодействие с группой.
Сложности адаптации в новом коллективе состоят в том, что новичку одновременно нужно постигать тонкости организации труда на новом месте, демонстрировать свою профессиональную компетенцию, а также налаживать межличностные контакты, встраиваясь в сложившийся коллектив.
Менеджмент выделяет 4 стадии адаптации:
- Стадия вхождения, когда ни новичок, ни коллектив еще не готовы принять новые ценности модели поведения. На этой стадии происходит взаимная оценка коллектива и работника, присматривание друг к другу. На этом этапе коллектив ведет себя по привычной для себя схеме и оценивает новичка, а тот должен с честью выдержать пристальное рассматривание.
- Стадия терпимости. На этом этапе устанавливаются отношения терпимости к особенностям коллектива и работника, происходит притирка систем ценностей, и вырабатываются совместные правила поведения.
- Стадия приятия. На этом этапе коллектив постепенно привыкает к новичку, а он усваивает традиции и ценности группы.
- Стадия вливания. На этом этапе новичок перестает быть таковым, он вливается в коллектив, у него появляется вое место и роль в группе, он понимает и применяет правила поведения и разделяет цели и ценности коллектива.
Как вести себя в новом коллективе
Для того, чтобы быстро и по возможности безболезненно влиться в коллектив, нужно соблюдать несколько важнейших правил:
- Вопрос – это не признак не компетентности. Спрашивать о том, как принято делать в этой организации то или иное дело, в какой последовательности выполняются операции, кто за что отвечает, какие традиции существуют. Не стоит тратить время на добывание информации партизанскими методами. Нужно просто спрашивать, без стеснения, но и без назойливости.
- Дружелюбие. Нужно всеми силами демонстрировать позитивный настрой и желание установить контакт, но при этом не стоит без остановки улыбаться и набиваться ко всем в друзья. Новичок пришел, чтобы работать, поэтому он в первую очередь должен именно это и делать.
- Вежливость и пунктуальность. Нужно поддерживать ровные отношения со всеми сотрудниками, без заискивания и высокомерия. При этом нужно безукоризненно выполнять свои обязанности, чтобы у коллектива не было нареканий к работе новичка.
- Самопрезентация. Уже на стадии вхождения новичку нужно рассказать о себе, по возможности предугадав все вопросы, чтобы у сотрудников не было поводов для домыслов и сплетен.
- Не поддаваться на провокации. Нередко сложившиеся коллективы воспринимают новичка, как некий вызов, игру и поэтому подвергают его различным испытаниям и даже моббингу. Главное, в такой ситуации не давать волю нервам и по возможности реагировать спокойно на все выпады, со временем коллегам это надоест и они перестанут тратить силы на подначки новичка.
- Уметь сказать «нет». Появление новичка вызывает желание у некоторых сотрудников использовать его к своей выгоде, поэтому нужно уметь отличить манипуляцию оградить себя от этого.
Сейчас смена коллектива для большинства людей актуальная тема.